Справедливая цена на недвижимость с точки зрения покупателя. Что будет с рынком?
Чем сильнее росла волна негатива со стороны потребителей по поводу роста цен на недвижимость в 2006 г., тем чаще звучал вопрос о том, что же есть справедливая цена на кв.м в Москве?
Введение
Рост цен на недвижимость является следствием инфляции спроса и предложения. Продавцы первичного рынка (а именно в этом сегменте, как правило, зарождается тенденция) всячески завышали роль влияния положительной динамики себестоимости на цену кв.м для конечного потребителя. Покупатели же расценивали такую ситуацию, как очевидную спекуляцию и, одновременно с этим, желая получить собственный дополнительный доход, стимулировали цены еще большим спросом, обусловленным инвестиционными мотивами. К концу 2006 г. первая часть потребителей сделала для себя вывод, что "так вечно продолжаться не может", и перестала скупать квартиры, боясь столь же стремительного обвала цен, вторая - поняла, что имеющихся в наличии денег уже не хватает, привлечение дополнительных средств через ипотеку проблематично, так как пока банк одобрит или заемщика и/или адрес, цена, скорее всего, снова увеличится.
Таким образом, спрос "отложился", и, как выяснилось, надолго. Активной оставалась только та часть населения, которая не могла надолго откладывать решение своих жилищных проблем. Согласно исследованию, проведенному аналитической службой МИАН-агентство недвижимости в конце 2006 г., в качестве потенциальных покупателей на рынке себя видели только семьи с уровнем доходов "выше среднего" и "высоким". Однако, даже они отложили покупку, когда в феврале-марте поползли слухи о грядущем обвале цен на жилье в Москве. В этот период существенно (в разы!) упали продажи жилой недвижимости всех категорий и классности. И действительно, средний уровень цен в начале года несколько снизился. Особенно явно это было заметно в сегменте типового жилья, "переоцененность" которого наиболее часто обозначалась в СМИ. Однако когда накопилась понедельная статистика цен за прошедшие полтора месяца с момента появления первых отрицательных показателей, стало ясно, что никакой последовательной логики в поведении средних величин нет: на одной неделе фиксируется падение цен на панельные дома на первичном рынке на 0,1-0,2%, а на следующей - снижение стоимости квадратного метра в объектах бизнес- класса - на 0,2-0,4%, тогда как панель в это же время прирастала в цене на те же 0,2-0,4%. Такая ситуация заставила аналитиков рынка недвижимости спуститься с панели агрегированных (средних) показателей по рынку на уровень конкретных объектов.
Падение цен - миф!
Аналитиками МИАН-агентство недвижимости была проработана динамика цен более чем по 90% новостроек Москвы и области всех классов - от типового жилья до элитных объектов. Период - год с октября 2006 до октября 2007, то есть как раз тот временной интервал, в рамках которого цены якобы "падали". Проанализировав полученные данные, мы выявили следующие тенденции:
Несмотря на ограниченный спрос, примерно на 50% объектов (условно ликвидных) застройщики сохранили практику ценовых скачков при изменении стадии строительства. При этом их абсолютные значения претерпели некоторые изменения: начало работ по строительству подземной части +5% к цене (в сравнении с ценой открытия продаж на стадии получения ИРД), начало возведения наземной части +10% к цене, выход на ГК +5% (крайне редко).
Реальное снижение цен имело место только по 4-5% адресов,
В среднем в каждом месяце исследованного годового интервала на продажу было выставлено около 70% от общего числа выявленных объектов. Причинами этой "консервации" являлись либо случаи временного приостановления продаж, либо их полная продажа объекта.
Темпы прироста стоимости отдельных объектов с начала 2007 г. вплоть до октября месяца (за исключением тех, по которым зафиксировано реальное снижение) в большинстве своем находились в диапазоне от +4% до +14% вне зависимости от класса,
50% объектов за рассматриваемый период не имели "ценовых" переходов при изменении стадии строительства, то есть наблюдаемая динамика объектовых цен не находилась под значительным влиянием ценовых скачков.
Если предположить, что цены на каждый объект, выставляемый на продажу в рамках указанного временного интервала не менее 7 месяцев, вели себя аналогично и в оставшееся время, то прирост среднерыночной цены на объект составил с начала декабря 2006 года по конец октября 2007 года 8%.
Причинами отрицательной динамики среднего уровня цен, с нашей точки зрения, является сознательная приостановка (или завершение) продаж более дорогих объектов и вывод на рынок объектов более дешевой категории. Таким образом, реальные ценовые показатели рынка в рассматриваемый период росли примерно на уровне инфляции.
Факторы, влияющие на покупателя.
Если попробовать ответить на вопрос, что нужно потребителю для того, что бы купить квартиру, мы получим следующие факторы:
Желание и осознание существующей, либо перспективной потребности.
Финансовая состоятельность.
Важность второй составляющей сложно переоценить: именно отсутствие денежных средств не дает расти числу сделок, если отсутствуют какие-либо ожидания в отношении цен, и, если структура предложения по классам примерно соответствует структуре спроса.
с сайта: http://usadba.nsknet.ru/novosti