Loft переводится с английского как «чердак», хотя сегодня значение этого слова трактуется гораздо шире. Дело в том, что сначала лофты «спустились» с чердаков на землю и оказались в промзонах, а затем как-то незаметно обосновались и на загородных просторах. Неискушенному почитателю этого вида городского жилья, наверное, очень трудно представить огромный дом в густом лесу, да к тому же с окнами от фундамента до потолка и крышей из прозрачного стекла. Но это не вымысел, а самая настоящая реальность.

В залах ожидания
На российский рынок загородной недвижимости лофт пришел недавно. Но, согласно исследованию о наиболее популярных архитектурных стилях в Подмосковье, проведенному компанией Penny Lane Realty, его предпочитают уже 2,6% владельцев или будущих приобретателей домовладений.

Классическими лофтами до сих пор считались переоборудованные под жилье производственные помещения. Дизайнеры научились легко превращать в них бывшие заводы и фабрики, склады и электростанции, школы и железнодорожные вокзалы и даже церкви. Но жить в огромном зале, где когда-то стучали станки или хранились тюки с продукцией, не всегда удобно и комфортно. Да и трудности могут возникнуть в любую минуту – с отоплением, канализацией, а также с установкой современного оборудования вроде теплых полов, систем охраны и кондиционеров.

Поэтому все больше стало появляться лофтов-новостроек. Причем новые сооружения копируют у своих «собратьев» только их необычный стиль. В заново отстроенных помещениях воссоздается концепция лофта – огромные пространства в несколько сотен, а то и тысяч квадратных метров, высокие потолки и гигантские окна. Зато строится такое здание из доброкачественных материалов, да и вся внутренняя техническая начинка на самом современном уровне.

Что представляет собой подмосковный лофт? В исследовательских материалах компании Penny Lane Realty говорится, что интерьер выдержан в определенном стиле: обычно потолки и стены однотонные, холодных цветов, много стекла и металла, технологичное освещение. Все помещение легко просматривается по диагонали. Если архитекторы делают такой дом многоуровневым, то, как правило, первый этаж создается как единое пространство без всяких перегородок, а верхние этажи делаются более приватными. Считается, что самым крупным проектом, выполненном в подобном стиле, является клубный поселок X-Park.

Охранная грамота
Трудно оспорить тот факт, что загородные лофты – сооружения не только уникальные, но и дорогие. Но если на престижном Рублево-Успенском и востребованном Новорижском направлениях построить их по желанию состоятельного заказчика – затея выполнимая, то на периферии даже помышлять о таких резиденциях крайне трудно.

Что касается «лофтовой» инфраструктуры, то требования к ней не такие уж жесткие. В том же X-Park, где стиль жизни диктуется уединенностью и приватностью, общественные бассейны и тренажерные залы жителей поселка вовсе не интересуют. Вполне хватает и объектов общей инфраструктуры, которые в широком ассортименте представлены в окрестностях.

Зато безопасности уделяется повышенное внимание: охранная служба в поселках организована на высоком уровне. Кроме круглосуточной охраны личного имущества жителей, оберегается приватность жизни каждой семьи и отдельного человека. Дело в том, что огромные площади остекления лофтов (а в ряде случаев это даже цельные стены из стекла) привлекают посторонние взгляды с улицы, а значит, в обязанности охранникам вменяется исключение любопытства прохожих. Представители некоторых управляющих компаний уверены, что уровень сервиса в этом отношении должен даже превосходить опции и качество услуг «обычных» элитных поселков. В том же поселке X-Park, например, задействовано особое военизированное подразделение. Его представители в режиме реального времени осуществляют контроль закрытой территории поселка и каждого въезда в него. Кроме того, во всех домах установлены пульты индивидуальной охраны.

Первые ласточки
Одной из первых продвигать лофт на загородном рынке недвижимости начала компания MCD. Она же является застройщиком X-Park – самого крупного в Подмосковье проекта в этом стиле. Экстравагантность архитектурного решения привлекла к поселку повышенный интерес. Традиционные для лофта параллелепипеды архитектурное бюро «Меганом» предложило модифицировать: выстроить их в виде латинской буквы Х. Идея заключалась в максимальном зонировании здания: в одном крыле – гостевая зона, во втором – помещения только для хозяев, в третьем – кухня и столовая, в четвертом – гараж.

И, конечно, обязательные для стиля лофт огромные пространства, кубические формы и панорамное остекление. В поселке всего семь коттеджей площадью 800 кв.м, с прилегающими участками в 40–50 соток. Все они были реализованы в самое короткое время.

Другой «лофтовый» поселок на Рублево-Успенском шоссе – «Горки ХХI», проектировщиком которого также стало архитектурное бюро «Меганом». Хотя считать его таковым в чистом виде нельзя. Скорее, тут сформирован гибрид двух стилей – лофта и кантри. От кантри – закрытый второй этаж, обычные лестницы. От лофта – полное отсутствие перегородок на первом этаже. В «Горках ХХI» 29 домов площадью от 360 до 500 кв.м, участки от 17 до 35 соток, расположены домовладения в сосновом лесу. Мало того, планировка поселка отнюдь не линейная: улицы кривые, дома, как говорится, не окно в окно, а под углом друг к другу. Опять же – с целью приватности. Отыскать проекты, где использован стиль лофт, можно и на Новой Риге. Известно, что поселок «Резиденции Бенилюкс» разделен на несколько территорий, на каждой из которых присутствует определенный архитектурный стиль: «Бельгия», «Люксембург», «Голландия», «Амстердам». На примыкающей к реке Синичка «Бельгии» доминирует европейский лофт. Все внутреннее пространство домов представляет собой единый объем: количество изолированных помещений сведено к минимуму, в архитектуре преобладают прямые линии, большую часть фасадов дома занимают стеклянные поверхности.

Специалисты отмечают и не совсем удачные примеры загородных лофтов. Например, в поселке «Французский квартал» на Николиной Горе коттеджи больше походят на административные здания советского времени. Всего, к слову, их шесть – площадью от 444 до 524 кв.м.

Ранний интерес
Не все эксперты оптимистично оценивают и будущее загородного лофта. В частности, скептики предупреждают, что из-за русских морозов могут возникнуть проблемы с панорамным остеклением. Практика показывает, что российские покупатели с детства привыкли к четкому зонированию помещений и, даже приобретая коттедж со свободным внутренним пространством, в конце концов начинают уставать от огромной «пустоты», а потому либо продают дом, либо берутся за его перепланировку.

Можно услышать и мнение, что «чистых» лофтов в Подмосковье нет и никогда не было. А проекты, о которых шла речь, не могут считаться таковыми, поскольку не соответствуют главной характеристике формата: лофт просто не может быть загородным проектом! С этим критерием согласна и Мария Литинецкая, исполнительный директор компании Blackwood: «Лофт уже изначально по замыслу представляет квартиру на верхнем или мансардном этаже неэксплуатируемого производственного здания, студийного типа, без зонирования внутреннего пространства (за исключением санузлов). В России на сегодняшний день жилье подобного рода только проектируется (например, реконструкция производственных зданий завода «Красный Октябрь»), поэтому рассуждать о спросе, популярности и в целом о его каких-либо иных качествах пока рано. И тем более – на загородном рынке».

Тем не менее, о новых веяниях моды заговорили, их конкретные аналоги уже привнесены на подмосковную землю, и нам остается ждать продолжения первых шагов со стороны архитекторов, застройщиков.

Текст: Анна Санькова